Как открыть категорию A в водительских правах, если уже есть B?

В интернете масса статей на тему, как открыть категорию A если есть B, информация в которых уже устарела и не является достоверной. Мы подготовили актуальные сведения о том, как добавить в своё водительское удостоверение мото-категорию, в соответствии с действующим законодательством (по состоянию на конец 2020 года).

Категория A и B

Нужно ли проходить обучение на категорию А при наличии B?

Да. Самостоятельную подготовку и экстернат отменили.

Как получить категорию А, если есть Б?

Прошли те времена, когда для добавления в водительское удостоверение категории «А» не нужно было учиться в автошколе, а достаточно было только сдать экзамен на вождение мотоцикла. С 2015 года обязательными являются и полный курс обучения в автошколе, и сдача обоих видов экзаменов: теоретического и практического. Вне зависимости от того, что ранее гражданин уже прошёл обучение и после сдачи экзамена получил права категории «В».

Какие нужны документы

Медицинская справка (выдаётся сроком на один год) также потребуется новая, с указанием в ней категории «А» и отметками нарколога и психиатра. Для оформления в автошколу потребуется паспорт и две фотографии 3х4. Для допуска к экзамену на категорию «А», кроме медсправки и паспорта, потребуются свидетельство об окончании автошколы и квитанция об уплате госпошлины (подробности далее).

 

Условия допуска к экзамену

К экзамену допускаются только прошедшие полный курс обучения на данную категорию граждане, имеющие соответствующую медсправку и оплатившие госпошлину за экзамен. Испытание состоит из двух этапов: сначала теория, потом (при условии сдачи теста) – практика. Принимается экзамен организованными группами от автошкол. Если не получилось сдать экзамен, пересдать его можно в назначенный инспектором день (не ранее чем через неделю), ещё раз оплатив госпошлину.

Теория

Теоретический тест для категорий А и В – одинаковый. Однако добавлены такие темы, как положения допуска мотоциклов к эксплуатации; элементы, нужные для безопасного мотто-вождения. Экзамен состоит из двадцати вопросов, не менее чем на 18 из которых нужно ответить правильно. При подготовке к теоретическому экзамену надо учесть, что в ПДД ежегодно происходят какие-либо изменения, и обратить на них особое внимание. Тест ограничен по времени: на выбор ответов выделятся 20 минут.

Практика

Специально размеченную (как краской, так и конусами-габаритами) трассу автодрома нужно безупречно, или с минимальными ошибками, проехать последовательно выполняя упражнения, список которых даётся ниже. Это позволит экзаменатору оценить умения и навыки мотоциклиста: трогаться с места, маневрировать в условиях стеснённого пространства, правильно переключать передачи и своевременно подавать сигналы. Для тренировки претендент имеет право ознакомления с трассой и экзаменационным мотоциклом. На этот тренировочный заезд даётся две минуты.

 

Обязательные упражнения

Трасса построена таким образом, чтобы выявить умение (или неумение) мотоциклиста делать следующие маневрирования (они же – обязательные упражнения), их 7:

  • коридор габаритный;
  • разгон/торможение;
  • полукруг габаритный;
  • движение змейкой;
  • езда по узкой колее (по доске либо по линии);
  • езда на малой скорости;
  • восьмёрка габаритная.


Порядок подготовки и проведения экзаменов

После окончания курса подготовки в автошколе и тренировочного экзамена там же выпускникам выдаётся соответствующее свидетельство. Это не значит, что уже на следующий день можно идти сдавать экзамен на права в ГИБДД. Как правило, с момента окончания обучения до допуска к экзамену проходит 1-2 месяца. Инструктор автошколы, который вёл группу, подаёт документы своих подопечных (в том числе и квитанции об оплате госпошлины за экзамен), и в определённый день все прибывают в МРЭО на решающую проверку своих знаний и навыков вождения.

Сначала идёт теоретическая его часть. Это двадцать вопросов. Ошибиться можно только два раза. Не менее чем на 18 вопросов нужно ответить правильно, чтобы получить допуск к практической части экзамена. Перед сдачей «практики» предоставляется возможность один раз объехать трассу упражнений на «местном» мотоцикле, для тренировки и привыкания. Следующий заезд – уже оцениваемый инспектором.

Тест альт

Штрафные баллы

Экзамен по практике вождения будет считаться проваленным, если претендент на «мотоциклетную» категорию наберёт на нём более пяти штрафных баллов. Ошибки, которые можно допустить в ходе сдачи экзамена, не являются равнозначными и «весят» по-разному: 1, 3 или 5 баллов.

1 балл3 балла5 баллов
Отсутствие включения ближнего света фарыСамозаглушение двигателяКасание дорожного покрытия ногой
Отсутствие подачи сигнала рукой перед началом снижения скоростиНесвоевременная подача сигнала поворотаСмещение с траектории движения
Резкое торможение с блокировкой колесОтсутствие смены передач во время движенииКасание конусов ограждения со смещением
 Не включение нейтральной передачи после остановкиПересечение линии разметки
 Не достаточно низкая скорость при проверке норматива малой скоростиОтсутствие подачи сигнала поворота (разворота) рукой
  Остановка более чем в 40 см от стоп-линии
  Пересечение или наезд на стоп-линию

1 штрафной балл экзаменатор начисляет за следующие ошибки:

  • За неподачу сигнала о начале движения или о торможении.
  • Если забыл включить ближний свет фары перед началом движения.
  • Если заблокировал колесо около стоп-линии.

На 3 штрафных балла «потянут» такие ошибки:

  • Неумение переключать передачи, непереход с одной передачи на другую, когда это необходимо.
  • Неумение трогаться с места: если пытался начать движение и «заглох».
  • Если нарушил норматив времени движения на низкой скорости.

Самыми грубыми ошибками, за которые инспектор «нарисует» в протоколе 5 штрафных баллов, являются следующие:

  • Если отклонился от предписанной обязательным упражнением траектории.
  • Если пересёк разметочную линию или стоп-линию, либо даже просто «наступил» на неё колесом или коснулся габаритного пластикового конуса.
  • Если остановился, не доезжая до стоп-линии 40 сантиметров и более.
  • Если прикоснулся ногой к поверхности асфальта на автодроме.

Требования достаточно строгие, поэтому сдать практический экзамен сможет только тот, кто получил минимальный опыт вождения мотоцикла и приобрёл некоторую уверенность в его «седле».

Важно! Главное на практическом экзамене – уметь справиться со своим волнением, «поймать» спокойный и уверенный настрой. Даже если совершить грубую оплошность на 5 баллов, всё еще можно с успехом сдать экзамен. Однако для этого нужно хладнокровно доехать до финиша, не совершая никаких ошибок.

Отличия между категориями «А» и «М»

Российских мотоциклистов и автолюбителей немного сбило с толку введение новых категорий: «А1» и «М». Ведь раньше все без исключения мотоциклы и мотороллеры относились к категории «А», открывать которую можно было уже с 16-ти лет. Сейчас эта категория, как и прежде, даёт право управлять любым мотоциклом (в том числе и трёх-, и четырёхколёсным), при условии, что его общая масса не превышает четырёхсот килограммов. Но получать права с открытой категорией «А» можно только с восемнадцати лет.

«А1» – это подкатегория, введённая для маломощного мототранспорта: объём двигателя которого не превышает 125 см3, а его мощность – 11 кВт (14,96 л.с.) Права этой подкатегории выдаются с 16-ти летнего возраста.

В отдельную категорию «М» выделены те транспортные средства, для управления которыми раньше вообще не нужно было получать права: это мопеды, скутеры, лёгкие маломощные трициклы и квадроциклы – вся механизированная колёсная техника, рабочий объём двигателя которой не превышает 50-ти см3. «М»-категорию также можно открывать начиная с шестнадцати лет.

Нужно ли обращаться в автошколу или можно подготовиться самостоятельно?

К сожалению, большинство статей в интернете, посвящённых этой теме, уже устарели и содержат недостоверную информацию. Самостоятельная подготовка (экстернат) к экзамену для открытия любой мотоциклетной категории (и подкатегории тоже) отменена. Даже для тех, у кого на руках уже имеются права категории «В», или «С», или любой другой. Как к теоретическому, так и к практическому экзамену допускаются только лица, прошедшие курс обучения в лицензированной автошколе. Курс этот, в любом случае, должен продолжаться не менее 2,5 месяцев и содержать не меньше 108 часов теоретических и практических занятий.

Стоимость получения категории А

Какова же нынче «цена вопроса» – получения прав на мотоцикл? Самая затратная часть – оплата услуг автошколы. В среднем, курс обучения обойдётся в 20 тысяч рублей. Услуги медкомиссии за выдачу справки обойдутся, в среднем, в 1500 рублей.

1000 рублей придётся заплатить за сдачу теоретического экзамена. 3500 – за сдачу экзамена практического. Если сдать с первого раза не получилось, то за пересдачу возьмут 1000 и 2000 рублей соответственно. Цена изготовления нового пластикового водительского удостоверения составляет 2000 рублей. Итоговая стоимость открытия новой категории будет зависеть от того, с какого раза получилось сдать экзамен в ГИБДД.

Список документов на права категории А

Выдача прав

После успешной сдачи теоретической и практической части экзамена гражданин оплачивает госпошлину за изготовление нового водительского удостоверения (2000 рублей), заполняет заявление о получении прав по образцу в ГИБДД, и прикладывает квитанцию об оплате и это заявление к своему паспорту и медицинской справке.

Важно! В медсправке обязательно должно быть указано: «допущен к управлению транспортными средствами категории «А» (или «А1», «М»)»! Действующая медицинская справка, выданная на категорию «В», или любую другую, «не пройдёт»!

Фотографии на права делать и прикладывать к документам не нужно. Теперь получающего (как и обновляющего) права фотографируют непосредственно в ГИБДД, тут же печатают эти фото и ламинируют их вместе с пластиковой карточкой водительского удостоверения.

Ответственность за езду на мотоцикле без открытой категории

В настоящее время, ответственность за езду на мотоцикле без прав с открытой соответствующей «мотоциклетной» категорией или подкатегорией наказывается штрафом в размере от пяти до пятнадцати тысяч рублей. К тому же, транспортное средство конфискуется на штрафную стоянку, и «выручать» его оттуда тоже придётся за деньги.

Как видите, порядок добавления «мотоциклетной» категории в водительское удостоверение значительно изменился. Это стало гораздо более хлопотным, долговременным и затратным делом. Единственное, что можно посоветовать – если собираетесь получать права категории «В», задумайтесь об открытии и категории «А» одновременно. Даже если управление мотоциклом не входит в ближайшие планы. Открыть сразу несколько категорий будет дешевле и гораздо менее затратно по времени, чем получать их по отдельности.