Лекция №12. Проезд перекрестков

Задайте вопрос преподавателю прямо сейчас:

Левина-Ольга
17.11.2020 10:31:42

добрый день. А если на перекрёстке установлен светофор, но он мигает жёлтым, этот перекрёсток регулируемый или нет?

Дмитрий Александрович преподаватель по теории
17.11.2020 13:11:12

добрый день! Такой перекрёсток называется не регулируемый, т к в данный момент светофоры не регулируют движение на нем.

Макаров-Михаил
03.11.2020 10:59:59

Дмитрий Александрович подскажите а как быть если есть равнозначный перекрёсток, и с каждой стороны есть ТС?

Дмитрий Александрович преподаватель по теории
03.11.2020 11:49:19

добрый день! Тут нужно разъезжаться по взаимной договоренности водителей. Другими словами кто то, кого-то должен пропустить.

Задайте вопрос преподавателю и он ответит на него в ближайшее время:

Все перекрестки делятся на 2 типа:

  • регулируемые
  • нерегулируемые.

К регулируемым относятся те из них, на которых движение организуется благодаря сигналам регулировщика либо светофора.

Обратите внимание! Перекресток, обозначенный неработающими светофорами (выключены либо работает только желтый сигнал), является нерегулируемым.

Общие правила

Подъезжая к перекрестку, при повороте либо направо, либо налево водитель обязан пропустить пешеходов, которые переходят дорогу в указанных на рисунке местах.

Правило не относится к пешеходным переходам, регулируемым светофором. Если для пешеходов горит красный свет, то предполагается, что законопослушный гражданин переходить дорогу не станет, а значит уступать дорогу никому не нужно. Вместе с тем, некоторые граждане могут игнорировать сигнал, запрещающий движение, вынуждая тем самым водителей уступать им дорогу.

Кроме того, в указанной ситуации водитель авто обязан уступать дорогу и велосипедистам, двигающимся в попутном направлении. А поскольку двигаются они бесшумно, перед проездом перекрестка водителям важно убедиться в отсутствии двигающихся с правой стороны велосипедистов и иных лиц (например, мотоциклистов), заглянув в отражение правого бокового зеркала.

Важно! Запрещается выезжать на перекресток, если за ним образовался затор.

Остановка на перекрестке создаст препятствие для проезда водителей, двигающихся перпендикулярно и лишь увеличит размер пробки. В такой ситуации необходимо дождаться освобождения места для проезда и в момент включения зеленого сигнала светофора проехать перекресток. Однако реалии жизни показали, что остановка движения на светофоре с разрешающим сигналом воспринимается позади двигающимися водителями крайне негативно: они начинают сигналить, вынуждая нарушить предписанное правило. Важно правильно оценить последствия и не нарушать ПДД.

Следует знать! С 2015 года введена новая «вафельная» разметка желтого цвета, устанавливаемая на некоторых перекрестках для предотвращения затора. Остановка в ее границах влечет за собой штраф.

Правила проезда регулируемых перекрестков

Важно! Поворот налево является одним из самых трудных и опасных, потому требует особой концентрации и соблюдения ряда правил.

После включения зеленого сигнала светофора, поворачивая налево, важно всегда уступать дорогу встречному транспорту, который двигается либо прямо, либо направо.

Уступать нужно, выезжая на центр пересечения дорог. Так, будет возможность проехать его даже при «нескончаемом» потоке машин. Рано или поздно появление запрещающего сигнала светофора остановит поток встречных водителей и позволит завершить вам маневр. Несмотря на разрешающий сигнал светофора в иных направлениях, водители будут обязаны предоставить преимущество не завершившему маневр транспортному средству.

Обратите внимание! Двигаться задним ходом на перекрестке запрещено.

Разъезд в ситуации, как на рисунке выше, зависит от величины перекрестка. На большом перекрестке вероятность коснуться правыми бортами не велика, поэтому проблемы пересечься не возникает. На маленьком перекрестке необходимо следить за левым бортом автомобиля.

Довольно редко, но встречаются ситуации, когда после разрешающего сигнала светофора и проезда перекрестка следует второй светофор, как показано на рисунке ниже.

Остановиться на красный сигнал второго светофора необходимо в 2 случаях:

  1. Когда перед светофором установлена стоп-линия.
  2. Когда перед светофором установлена табличка «стоп».

Перекресток может содержать как оба условия по отдельности, так и вместе, поскольку означают одно и то же и располагаются на 1 уровне. В таком случае даже отсутствие приближающихся автомобилей не дает права двигаться, нужно ждать зеленого света светофора.

Проезд на светофоре с дополнительной секцией

Если на перекрестке установлен светофор с дополнительной секцией, и основной красный сигнал сочетается с разрешающим сигналом дополнительной секции, важно помнить о возможном движении на основной сигнал светофора других водителей. При появлении водителей, двигающихся по перпендикулярной дороге прямо, к примеру, важно их пропустить, поскольку они руководствуются основным сигналом светофора.

Если же разрешающий свет горит как в основной, так и в дополнительной секции, двигаться можно, не уступая дороги.

Для удобства водителей дополнительные секции современных светофоров снабжают светящимся красным ободком, который загорается в момент отключения работы секции. 

Проезд нерегулируемого перекрестка

Важно отличать перекрестки равнозначные от неравнозначных.

Равнозначные перекрестки имеют одинаковое дорожное покрытие и не обозначены знаками приоритета. Неравнозначные всегда имеют главную и второстепенную дорогу. Преимущество в движении остается за водителем, двигающимся по главной дороге. А когда 2 автомобиля находятся в равных условиях (оба двигаются по приоритетной дороге) действует правило помехи справа:

«Уступи дорогу помехе, приближающейся с правой стороны».

Если на равнозначном перекрестке встречаются автомобили со всех направлений, проехать его можно только по взаимной договоренности. В реалиях жизни проезжает первым самый смелый. Если же каждый водитель желает уступить дорогу, то отправной точкой становится тот автомобиль, который включил аварийную сигнализацию. Таким образом он становится главной помехой справа и разрешает проезд по общему правилу.

В случае пересечения дорог с неодинаковой дорожной поверхностью, дорога с худшим покрытием будет считаться второстепенной. Например, асфальтобетонное покрытие имеет приоритет над грунтовой дорогой.

Обратите внимание! Несколько метров асфальтного покрытия при подъезде к перекрестку не делают грунтовую дорогу основной по отношению к асфальту.

Если же погодные условия (когда все замело снегом) не позволяют определить вид покрытия, необходимо считать, что дорога второстепенная и двигаться с повышенной осторожностью.

Проезд на перекрестке с трамвайными рельсами

Общее правило проезда нерегулируемого неравнозначного пересечения дорог распространяется на все виды транспорта, в том числе и на трамвай. Вместе с тем, если перекресток регулируется светофором, то важно знать, что при одновременном движении с трамваем на разрешающий сигнал светофора преимущество при проезде находится у трамвая, как и в случае проезда неравнозначного перекрестка.

Проезд перекрестка с кольцевым движением

Следует знать! Для проезда перекрестка с круговым движением необходимо уступить дорогу проезжающим по нему водителям. Принцип помехи справа здесь не работает. Преимущество у лиц, двигающихся по кольцу.

Поскольку движение в РФ правостороннее, то въезд на такой перекресток должен сопровождаться правым сигналом поворота, если только кольцо не соприкасается с дорогой по касательной линии. В таком случае правый поворот нужно включать, если требуется свернуть направо, а не на круговое движение.

В случае наличия на кольце нескольких полос движения въезжать на него разрешено с любого ряда. Однако движения автомобиля должны быть логичными для остальных участников. Так, занимать крайнюю правую полосу стоит при движении направо, а левую – для проезда налево.